«На последнем дыхании»:
кинокартина о правде, которую принимают за блёф, об абракадабре, исполненной смысла
Французская «новая волна» и фильм «На последнем дыхании»
Французская «новая волна» – направление в кинематографе конца 1950-х и 1960-х годов. Она вдохнула в послевоенное кино жизнь, привнесла в него дыхание улицы и обновила киноязык. Представители этого течения «ворвались в кино как пещерные люди в Версаль Людовика XV», «бунтовали» против устоев общества и «научили» этому героев своих фильмов. Жан-Люк Годар говорил: «До того, как мы захотели снимать, мы хотели увидеть… В этом уникальность «новой волны». Границ не существует. Люди сами их придумывают, а значит их можно разрушить».

«На последнем дыхании» – главное высказывание «бунтарской эпохи» и символ французской «новой волны». Это первая полнометражная работа французского режиссёра второй половины XX века Жана-Люка Годара. В кинокартине переплелись элементы различных жанров: детектива, психологической драмы, комедии. Фильм, по словам французского энтузиаста кино Анри Ланглуа, разделил историю кино на «до» и «после».
From America

Если разбить работу Годара на составные части, окажется, что многое заимствовано из американского кино. Главный герой Мишель Пуакар – бунтарь с сигаретой в зубах и широкополой шляпой, верящий в гороскопы и постоянно думающий о смерти (характерный фатализм и пессимизм), а сюжет – трагическая история любви, в которой героя губит «не та» девушка. Режиссёр, как специалист по американскому классического кинематографу, усвоил нормы американского нуара, а затем от них отклонился. Он не создал новое, а переосмыслил уже существующее.

Сюжет

Молодой и беззаботный Мишель Пуакар зарабатывает на жизнь кражами дорогих машин. Он живёт «на полную катушку», не задумываясь о последствиях. Однажды, чтобы не быть задержанным полицией, он случайно убивает представителя закона из найденного в автомобиле пистолета. С места преступления он направляется в Париж. Там он ищет «парня, который должен ему деньги» и встречается с американской подружкой Патрисией Франкини (уговаривает её поехать с ним в Италию). В столице Франции героя ждут только неприятности: разобраться во взаимоотношениях с девушкой оказывается непросто, от полиции, вычислившей его, он вынужден скрываться.
Мишель Пуакар

Жан-Люк Годар нарисовал портрет типичного бунтаря, поставил героя в положение, в котором тот должен жить, подвергая своё существование опасности – на последнем дыхании. Мишель Пуакар – жестокий и уязвимый одновременно, циничный, самонадеянный, импульсивный герой. Он игнорирует социальные нормы, но любит свободу и Патрисию, верит в безумный план их побега в Италию. Мишель постоянно курит, выбрасывает мимо урны газету, вытерев ею ботинки, не теряет оптимизм, корчит рожи в зеркале и играет в жизнь. «Долговязый парень с перебитым носом. Не вынимает изо рта сигареты… В нём слишком много нормального», – пишет Я. Вольский в журнале «Искусство кино». А. Новогрудский (в журнале «Искусство кино» о главном герое: «…тип маленького сверхчеловечка, «Раскольникова без угрызений совести» …».
Патрисия Франкини

Патрисия Франкини – американская девушка с короткой стрижкой, которая постоянно переспрашивает значения французских слов и думает, прежде чем что-либо делать. Она учится и готовится поступать в Сорбонну, подрабатывает продажей газет, общается со знаменитостями на пресс-конференциях. Эту амбициозную личность не может не привлекать интересная и опасная жизнь Мишеля.
Мишель Пуакар + Патрисия Франкини = ?

У героев сложные взаимоотношения. Патрисия пытается понять, любит ли она Мишеля, а он, в свою очередь, – уговорить девушку поехать с ним в Италию. «Я хотела бы, чтобы ты любил меня, а потом я не знаю. И в то же время я не хочу – я очень независимая, знаешь?», – говорит Патрисия. Она практически ничего о нём не знает и хочет понять, что «скрывается за его лицом». Мишель в ответ лишь объявляет: «Я люблю тебя и не так, как ты думаешь».

Интересно наблюдать за динамикой развития их отношений. Патрисия говорит, что она независимая, Мишель признаётся, что любит её, в конце диалога объявляя, что спятил, – всё это в середине фильма. В конце кинокартины ситуация меняется: теперь уже он говорит ей, что она спятила, называет себя независимым, она сомневается, любит ли он её.

В одном из эпизодов Патрисия сворачивает в трубочку плакат-репродукцию картины Ренуара и смотрит через неё на Мишеля. Всё внимание приковано к фигуре главного героя: он является не только центром композиции, но и «мишенью» для девушки. «Мишель, я позвонила в полицию. Я сказала, что ты здесь», – спокойно объявляет девушка ближе к финалу. Она признаётся: «Я не хочу быть влюблённой в тебя, поэтому я и позвонила в полицию. Я осталась с тобой, потому что хотела быть уверенной, что влюблена в тебя, но я не влюблена в тебя. А раз я не добра к тебе, это доказательство того, что я не влюблена в тебя».
Предвосхищение смерти главного героя

В фильме скрывается множество намёков на то, что главный герой умрёт. Он спрашивает Патрисию, думает ли она о смерти, добавляя, что сам думает о ней постоянно. Мишель рассказывает историю осуждённого на смерть: «Осуждённый на смерть идёт на эшафот, подсказывается на ступеньке и говорит: «Вот уж действительно»». В диалоге с девушкой он говорит, что устал и хочет умереть, также выясняется, что между печалью и небытием он выбирает второе.

«Кольцо вокруг Мишеля Пуакара сжимается» – об этом оповещает бегущая рекламная строка. Жан-Люк Годар появляется в роли прохожего – небритого человека с трубкой, чтобы ещё раз напомнить об этом и указать на преступника полиции. «В конце концов я сказал себе, что если я признался в намерении сделать нормальный гангстерский фильм, я не должен постоянно противоречить жанру. Парень должен умереть», – комментирует он.
Яркий стиль Жана-Люка Годара и Рауля Кутара

Как сказал Альфред Хичкок, «фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Режиссёр со всей ответственностью взялся за работу и не пропустил ни одного такого пятна. Он вырезал переходы между сценами, в результате чего появилось ощущение свежести и живости повествования, фокус сместился на уровень высказывания. Зрителю рассказывают историю, и он сам размышляет над правильностью тех или иных поступков героев.

Жан-Люк Годар переместил действие из студийных павильонов на дышащие жизнью парижские улицы, в небольшие гостиничные номера и квартиры. В фильме ставится акцент на небрежности композиции, ракурсов и освещения. Неупорядоченность картинки и звукового ряда создаёт эффект документальности, а репортажный стиль съёмки придаёт изображению динамики. Актёрская импровизация (в том числе диалоги на обыденные темы), свободный принцип построения фильма, приветствующий любые отступления и сюжетные повороты по ходу съёмок, – всё это придало кинокартине ещё большей естественности. Пабло Пикассо, Пьер Огюст Ренуар, Вольфганг Амадей Моцарт, Уильям Фолкнер, Дилан Томас… Находясь в круговороте имён деятелей искусства, можно на время забыть о том, что главный герой находится в розыске.

«На последнем дыхании», только на первый взгляд построенный на случайностях, позволяет окунуться в жизнь с головой, проникнуться духом свободы. При этом иллюзия реальности иногда разрушается, и зритель становится не просто наблюдателем, а участником происходящего. В начале фильма Мишель рассуждает вслух и вдруг поворачивается лицом к камере и говорит: «Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите жизнь, идите к чёрту!»
Жажда жизни, энергия свободы и красота Парижа

Эпоха конца 1950-х прошла, но красота Парижа того времени осталась запечатлённой в фильме. Вернуться в прошлое, прочувствовать энергию свободы и насладиться красотой столицы Франции возможно благодаря работе Жана-Люка Годара.

Это рассказ о составляющих кинокадра: женщине и пистолете, без которых, по словам режиссёра, не может обойтись фильм. Годар говорил о своём дебюте так: «На последнем дыхании» – фильм, где все позволено. Это было заложено в самой его природе. Что бы люди ни делали, всё могло войти в фильм. … Я хотел оттолкнуться от условной истории и переделать, переиначить всё существующее кино…». Похоже, что это история любви не между мужчиной и женщиной, а между режиссёром и кино. И она очаровывает своей жаждой жизни.
В ролях:
Жан-Поль Бельмондо – Мишель Пуакард (Ласло Ковач)
Джин Сиберг – Патриция Франчини
Даниэль Буланже – инспектор Виталь
Жан-Пьер Мельвиль – Парвулеско
Анри-Жак Уэ – Антонио Беррутти
Ван Дьюд – журналист
Клод Мансар – Клодиус Мансар
Ришар Балдуччи – Толмачёв
Жан-Люк Годар – информатор
Текст: Анна Захарова
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website